В современном мире принято быть общительным, коммуникабельным, жизнерадостным, активным, и вообще быть как Онегин: «Бывало, он еще в постели: к нему записочки несут». И это сторона никак не уживается с чувством одиночества, от которого многие из нас хотят убежать и не переживать. Но одиночество просто необходимо, чтобы встретить самого себя (понять, кто я, и чего хочу), чтобы творить, создавать что-то новое, своё. Да, бывает, что переживание одиночества затягивается, кажется, что оно бесконечно… Возможно, это признак того, что еще не решена внутренняя задача, связанная с творчеством (собственной активностью в жизни) или внутренним порядком – то, что мы называем чувством гармонии и спокойствием в душе.
Одиночество – это переживание себя одного в целом мире. Причем, в этом состоянии заключается комплекс самых разных переживаний. Здесь могут быть и бессилие, и страх близости, и потерянность, и тоска, и отчаяние и еще что-то, что становится понятным в процессе терапии. И тогда, как с любым другим чувством, остается только чувствовать и проживать. Не бежать. От чувств скрыться невозможно, как и убежать от самого себя.
Но я точно знаю, что оно проходит, даже если длится много лет.
Когда сердце и душа наполнятся теплом и любовью, оставаться в переживании одиночества просто невозможно, потому что хочется обнять весь мир. И тогда, естественным образом возникает желание приближаться к людям, дарить им тепло, улыбку, радость, просто потому, что есть чем поделиться. Ведь кто захочет разделить пустоту…
“Люди способны пребывать в одиночестве при условии, что они умеют сосуществовать с собою. Но если у человека по той или иной причине отсутствует сильное и безопасное ощущение собственного Я, то в одиночестве он остро чувствует как свою собственную, так и окружающую пустоту. Чувство одиночества изначально исходит из ощущения внутренней пустоты, которая является прямым следствием отсечения своих чувств.” Александр Лоуэн.
Как-то обсуждая эту тему с коллегой – Ириной Захарян – мне понравилась ее простая реплика: «Когда недостаточно себя, тогда начинает пугать одиночество. Если себя достаточно, то одиночество не пугает, оно становится чем-то вожделенным». Если человек живет творческой жизнью (а творчеством может быть все, что угодно: от классической живописи до борща на кухне – каждому своё), то у него есть и ощущение себя, и самореализация своего творческого потенциала. Известно, что можно каждый день совершать одни и те же действия, а можно творить и экспериментировать. Это вопрос выбора каждого человека.
Творчество как лекарство от одиночества и единственное его условие
Одиночество – это не только переживание своих чувств, но и период наполнения себя, своей пустоты: смыслами, ценностями, творчеством. Если начать избегать одиночества, например, вступая срочно в отношения, покупая все, что под руку попадется, то есть опасность, что в этот момент я избегаю себя.
В одиночестве яснее всего можно почувствовать свои границы, ведь это тот период, когда никого нет рядом, нет соприкосновений: ни телесных, ни душевных. В какие-то моменты даже кажется, что это непереносимо, и в этот момент могут появится люди, которые поддерживают. Со мной были такие люди, и к ним много благодарности и тепла. Но даже с этой поддержкой все равно я оставалась одна, потому что никто за меня эту внутреннюю работу не сделал бы.
Полагаю, так выглядит личностный рост, которого все хотят (не очень понимая, какова плата). Но вот он такой, этот путь. Тернистый, болезненный, мучительный. Но если проживать, то это все же путь, а не тупик. Радость терапии в том, что и путь свой можно преодолеть достойно, и найти выход из любой сложной и мучительной ситуации.
Встреча со своей пустотой и переживание одиночества – это следствие отказа от себя в какой-то момент жизни. Поэтому преодоление одиночества – это путь к обретению своего Я, своей многогранной идентичности.
Работа с одиночеством в терапии
В этой связи мне хотелось бы сказать пару слов о том, какие методы работы в терапии с переживанием одиночества клиента мне кажутся наиболее эффективными. С одной стороны, в работе с таким клиентом речь идет об отсутствии достаточных опор (мало социальных связей, а если и не мало, то они не очень «качественные» (глубокие)), перманентное переживание ситуации, как кризисной. С другой стороны, в жизни клиента явно много «остановок», когда он что-то хотел сделать, а не сделал (и вроде хотел пойти куда-то, а смысла не увидел… или еще что-то). И тогда работа с таким клиентом может быть поддерживающая переживание и фон (если говорить в терминах гештальт-терапии), и в то же время, иметь некоторую фрустрирующую и директивную часть, связанную с разворачиванием остановленных действий/желаний (ретрофлексии). Если одиночество мучительно, то скорей всего, в нем очень много похоронено недодействий. И, конечно, одиночество может являться избеганием близости, которое по каким-то причинам не выносимо (то ли много стыда, то ли смущения, то ли еще чего, что необходимо исследовать уже в процессе терапии). Вся работа в терапии, в конечном счете, направлена на обретение целостности Я клиента, восстановление его творческой способности.