Как формируется характер человека, склонного к зависимым отношениям?
Традиционно, созависимость рождается там, где есть рядом человек с химической зависимостью (от химических веществ, в том числе от алкоголя и т.д.), за которым надо постоянно следить, заботиться и всячески его контролировать. И тогда вся жизнь строится вокруг такого зависимого. В то же, время, если человек уже изначально имеет модель созависимого поведения, то он и встречает химически зависимого, и тогда они подходят «как ключ к замку»: одному надо о ком-то заботится, а другому, чтобы о нем заботились. Или, наоборот, одному надо всегда оставаться «хорошим», и это возможно только на фоне другого «плохого» (любая химическая зависимость всегда осуждается обществом). Такой механизм называется «расщеплением», когда трудно в себе самом сочетать любовь и ненависть, нежность и агрессию, ощущение себя примерным семьянином, например, и в чем-то недостаточно хорошим, и т.д. Если дети растут в такой семье, то они чаще всего также усваивают модель созависимого поведения, где полярные характеристики личности не сочетаются друг с другом, и возникает необходимость в проецировании “негативных” качеств на другого. Так, кстати, подростки могут попадать в плохие компании.
Кроме химически зависимых семей, довольно распространённый случай предрасположенности к зависимым отношениям – это воспитание в дисфункциональной семье.
Дисфункциональная семья – это та, в которой запрещалось: чувствовать, говорить, доверять. То есть с детства ребенок из такой семьи должен ориентироваться на окружающих: на их мнение, настроение (кто в каком настроение, в зависимости от этого, как надо себя вести), быть послушным и правильным – только так он сможет «заслужить» любовь родителей и быть принятым. Обычно это происходит в семьях с авторитарным взрослым. Не зря считается, что семьи военных и учителей – априори зона риска для процветания эмоциональной зависимости. Родители таких профессий часто знают, кому и как себя надо вести, что чувствовать, а что нет, и уж тем более, что и как говорить.
В своей книге Москаленко В.Д. приводит полный перечень признаков нездоровой (дисфункциональной) семьи:
- Отрицание проблем и поддержание «красивой картинки» — поддерживается образ псевдоблагополучия, проблемы не обсуждаются, игнорируются или скрываются;
- Недостаток интимности — мало эмоционального, телесного контакта, члены семьи не делятся друг с другом сокровенными переживаниями и мыслями.
- Замороженные правила и роли — наличие жестких, ригидных установок и правил, которые не исходят из интересов членов семьи и создают дискомфорт. Семья не умеет приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.
- Конфликтные взаимоотношения — наличие частых конфликтов: неконструктивных, цикличных, зачастую повторяющихся по одному и тому же сценарию, возникает образ «замкнутого круга».
- Недифференцированность «Я» каждого члена — «Если папа злится, то злятся все», «Если маме грустно, то грустно всем». Затруднения в определении своих собственных чувств отдельным членом семьи.
- Границы личности членов семьи либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами — две крайности одного понятия: либо семья чересчур слита, и все члены находятся в болезненной близости, не имея своего пространства; либо между членами семьи вырастают «железобетонные» границы.
- Склонность к поляризации чувств и суждений — все четко поделено на хорошее и плохое, правильное и неправильное, при этом многие правила противоречат друг другу.
- Закрытость системы — семья не желает прислушиваться к чужому мнению и не рассматривает конструктивную критику в свой адрес; «сор из избы не выносят».
- Абсолютизирование воли, контроля — наличие контролирующего властного члена, которому все должны безусловно подчиняться; младшие члены семьи практически не имеют права голоса.
В дисфункциональной семье воспитание осуществляется по определенным правилам:
- Взрослые — хозяева ребенка.
- Только взрослые решают, что правильно, а что — нет.
- Родители держат эмоциональную дистанцию.
- Ребенок отвечает за гнев взрослых.
Воля и свободолюбие ребенка расценивается как упрямство, и должна быть сломлена как можно скорее.
Кроме того, зависимость формируется как реакция на отвержение. Когда ребенок еще достаточно мал, нуждается во взрослом, который сможет его защитить и о нем позаботится, но вдруг получает отвержение (переживания такие, как если бы я не умела плавать, но меня бы бросили в воду, где я не достаю до дна, т.е. тревога, страх, ужас, гнев, беспомощность и бессилие). И тогда в дальнейшем ребенок старается избегать этих переживаний, и быть всячески «нужным», «полезным», «удобным» для своих родителей, чтобы больше не переживать подобное травматическое событие. Такое поведение закрепляется и остается во взрослом возрасте.