fbpx

Горе и утрата. Как помочь

Публикую конспект записей семинара «Травмы, потери, горе и их гештальты» с Кармен Васкес Бандин, с её разрешения. Опишу более подробно часть, связанную с горем. Это тот момент, когда хочется легко найти информацию в Интернете, чтобы опереться хоть на что-то. Даже чаще близкие, друзья, родственники сострадая, чувствуя бессилие и отчаяние, хотели бы иметь больше знаний и ресурса. Возможно также психологам данный конспект будет полезен для работы с клиентами, оказавшимися в тяжелой ситуации горя.

Кармен разделяет переживания горя и потерь. Хотя работать может похожим образом. Но для теоретической основы она разводит эти понятия. Она говорит, что горе – это когда любимый человек умер. То есть в этом случае присутствует 1) смерть и 2) любовь к умершему. Как говорит Кармен, чтобы горевать, надо любить человека (или, к примеру, домашнего питомца). В такой ситуации остальной мир как будто исчезает, и человек может чувствовать себя изолированным от мира и от других.
 
Потери – это также переживание фрустрации (когда ожидания не оправдались), но здесь нет факта смерти, но и человека рядом тоже нет. Например, это развод в паре. Это не значит, что ситуация менее болезненная, но просто она другая. Можно потерять деньги и также переживать потерю.
 
Дочь может горевать о недополученной любви от отца и о том, что у неё не было любви к нему. И может не горевать о том, что он умер. Тогда мы будем говорить о потери.
 
В связи с тем, что ситуации по факту разные, переживания также могут различаться. Например, умерший может быть возведён в ранг «святых» на какое-то время, и тогда злость будет транслироваться на ситуацию, врачей и всех, кто мог бы быть к этому причастен. 
В случае развода, например, злость может быть направлена на партнёра и размещаться в отношениях.
 
В статье, приведённой в книге «Гештальт-терапия в клинической практике» (с. 272) Кармен  описывает характеристики горя, определяя его как динамический процесс, который меняется в зависимости от человека, времени, культуры, социального окружения и др. Есть также риски, связанные с событием утраты любимого человека в результате смерти: ухудшение состояния здоровья, риск сердечных приступов и суицидов, депрессии в течении первого года, а также тревога и панические атаки, злоупотребление алкоголем и психотропными веществами. Очевидно, что горюющему необходимо много поддержки и тёплых людей вокруг. Не такой поддержки: «Сколько уже можно плкать и сидеть дома, давай уже сходим куда-нибудь». А такой, где человек может побыть рядом и даже погоревать вместе. 
 
В проживании горя выделяют стадии (уже многим известные):
  • Шок. Это стадия острого горя, отличается деперсонализацией и не пониманием, что вообще происходит, некоторый паралич и бесчувствование.
  • Отрицание, непринятие смерти. Стадия раннего горя, длится от 1 до 3-х месяцев.
  • Торг, как попытка вернуть, договориться с Богом или кем-то ещё.
  • Грусть (рядом с которой может быть вина).
  • Злость.
  • Принятие.
Стадии могут перекрывать друг друга, т.е. в речи горюющего мы можем видеть, как одно состояние сменяется другим и снова возвращается в прежнее. 

Я выделила для себя некоторые особенности для работы с горем:

  1. Это работа не только с процессом (когда мы наблюдаем, что происходит в контакте между нами), но и работа с содержанием. Так как в этом случае клиенту важно рассказать о своём страдании.

  2. Психолог может подключать коучинг, спрашивая, что и как ест клиент, как спит, что делает днём и т.д. И важно, чтобы он или она хорошо о себе заботились. Кармен привела примерный диалог для такого случая:

          – Я не ем, мне не хочется.
          – А что ты раньше любила?
          – Шоколад. Но я не могу сейчас есть его постоянно.
          – Но сейчас особенная ситуация. Может ты съешь кусочек?

  3. Маркером горя является смещение времени. Настоящее время у клиента становится прошедшим, а будущее исчезает (человек не видит своего будущего). Когда ощущение времени возвращается на своё место, можно считать это место завершением процесса горевания. Для того, чтобы помочь клиенту, мы возвращаем его, спрашивая про настоящее: как он/она сейчас себя чувствует, что сейчас с ним происходит, когда он рассказывает о событиях минувших дней…
  1. Рекомендуется завести горюещему дневник. Важно завести красивую тетрадь и ручку, чтобы нравилось, подписать и сделать заголовок. И в этом дневнике человек пишет письма умершему. Некоторые письма, если клиент захочет, то может прочитать вслух на сессии. И это момент, когда они «оживают» и прошлое проникает в настоящее. Кармен отметила, стиль записей меняется со временем, и постепенно тон писем будет раскрываться с ориентированием на будущее время.

  2. Нельзя требовать от горющего человека каких-то решений, где нужно делать выбор. Эта функция в этот момент не доступна. В этот период функция чувств и телесных процессов превалирует. То есть человек телесно чувствует своё страдание и боль.
Главная задача в терапии или тех, кто оказался рядом – поддержка.
Другой случай, когда в семье есть умирающий. Тогда другие члены семьи могут чувствовать вину, что они живы, здоровы, и бессилие, что не могут помочь. В такой ситуации важный вопрос: кому сейчас хуже? Чувства могут отличаться в зависимости от контекста: можно испытывать одни чувства к умирающему и что-то другое по поводу самой ситуации. Потому что объективно есть ситуация стресса, которая уйдёт с моментом смерти. 
 
Ещё есть очень важный нюанс, связанный с переживанием вины. Вина в такой ситуации обычно идёт об руку с грустью, и это очень чувствительный момент и возникает риск суицида. Поэтому в этот момент важно даже быть с клиентом в слиянии, так как это может быть единственной возможностью, чтобы удержать человека в жизни. Для непсихологов поясню, что под «слиянием» здесь имеется в виду очень тесная связь, когда вы чувствуете и переживаете вместе одинаково. Например, мама и грудной ребенок находятся в слиянии, мама предугадывает и чувствует как будто за ребенка. Если ребенок страдает, то и мама страдает. Мама страдает – ребёнок капризничает или как-то ещё приспосабливается. В ситуации горя это может выглядеть, как плакать вместе, проговаривать, грустить… 
 
Также часто с виной можно обнаружить бессилие, когда человек говорит: «Я мог бы (ещё) что-то предпринять, чтобы помочь.» И если иногда мы переводим вину в злость или грусть с другими клиентами, то в данном случае Кармен предлагает просто размещать её в «здесь и сейчас», и никуда её не переводить, что мне кажется, вполне понятным в данной ситуации. 
 
Процесс горевания может быть длительным, и это нормально. Горевание в течении 6 мес. – одного года – это минимум, потому что за 1 год человек проходит полный цикл года со всеми его праздниками и событиями без того, кого рядом больше нет. Кармен пишет, что в целом период горевания может растянуться от 1 до 4 лет. За этот период выстраиваются новые роли, новые взаимоотношения без чувства вины, новые поведенческие схемы, учитывая, что представление о себе также сильно может измениться. И конечно, в такие моменты важно быть с кем-то, кто может поддержать и помочь. 
Конец горевания не означает конец памяти, любовь остаётся.

Поделись постом

Share on facebook
Share on twitter
Share on email
Share on vk